Приоритет диафрагмы

Следующим после программного режима ("Р") идет режим приоритет диафрагмы ("Av" или просто "A"). Для начала отметем, что технически диафрагма- это конструктивный элемент объектива, позволяющей регулировать количество света, проходящего через него. То есть диафрагма частично прикрывает объектив дозируя количество проходящего света. В совокупности с выдержкой диафрагма обуславливает экспозицию, т.е. суммарное количество света, которое попадет на матрицу за время срабатывания затвора.

Не будем вдаваться в технические подробности, поскольку это не целевая тематика данного сайта, просто отметим, что на фотокамере значение диафрагмы задается в относительных единицах и чем меньше это значение, тем больше открыта диафрагма и через объектив проходит большее количество света. Теоретически значение диафрагмы может принимать значения от f/1 до f/32, в реальности эти значения зависят от технических особенностей объектива. Необходимо отметить, что объектив, на котором можно выставлять значение диафрагмы близкое к f/1 (светосильный объектив) удовольствие недешевое. У Canon это специальная линейка объективов "L-серии" - непременный атрибут любого профессионального фотографа. И стоимость этих объективов составляет несколько тысяч долларов. Правда основную стоимость составляет группа линз данного объектива.

Особенности законов оптики таковы, что чем больше открыта диафрагма (т.е. чем меньшее ее значение), тем меньше объектов кадра, расположенных по глубине будут в фокусе, а при закрытии диафрагмы (увеличении ее) больше объектов становятся четкими по глубине. Другими словами при низком значении диафрагмы объекты расположены вблизи будут четкими а все остальные будут размытыми или наоборот, если камера сфокусирована на дальних объектах, то передние будут размыты. Хорошо ли это? На первый взгляд нет. Но так ответит только не профессионал. Во-первых все зависит от того, что конкретно вы снимаете. Пейзаж или портрет. В первом случае будет правильнее, если объекты пейзажа будут четкими и все находиться в фокусе. Это называется высокой глубиной резкости. Или например необходимо сфотографировать человека на фоне чего-то, что также должно быть резким. В этом случае тоже нужно использовать высокие значения диафрагмы.

При съемки портретов обязательно нужно, чтобы присутствовало сильное размытие заднего фона, при этом фотография кажется едва ли не объемной. Лицо модели получается "живое". Также рекомендуется использовать размытие или заднего фона или переднего плана в случае, если необходимо сделать акцент на объекте съемки. На приведенных ниже примерах можно увидеть конкретный пример, как влияет значение диафрагмы на "глубину кадра".

f/2.8 f/22
f/2.8 f/22

Важным будет напомнить, что чем меньше значение диафрагмы, тем больше света попадает в объектив и тем меньше будет открыт затвор. Таким образом оперирую диафрагмой мы также напрямую управляем выдержкой, ведь они вмести образуют параметры экспозиции. И если условия освещенности не совсем удовлетворительные можно пошире открыть диафрагму, чтобы избежать размытия из-за длительной выдержки. Правда в этом случае упадет глубина резкости, но если это не помешает, то можно использовать данный прием. Хотя в данном случае поднять значение ISO, как описано в одной из статей.